четверг, 26 июля 2012 г.

Сетевое обучение и социальные сервисы

Начало осмысления темы 1 #CoLearn12.
Термин «сетевое обучение» возник в семидесятые годы прошлого века как необходимость противопоставить классическому подходу в образовании, где учитель был основным источником знаний, новый, принципиально другой подход. В 1971 году Иван Иллич (Ivan Illich), австрийский философ, впервые выдвинул модель построения учебной сети города. По Илличу хорошая система обучения должна решать три задачи.
1. Предоставлять всем желающим доступ к учебным ресурсам на любом жизненном этапе.
2. Помогать всем, кто хочет делиться своими знаниями, находить учеников, которые хотели бы у них научиться.
3. Предоставлять всем желающим возможность публиковать свои результаты и проекты.
В такой системе, названной Илличем «Учебная паутина», знание о предмете формируется группой учащихся, которые исследуют предмет и общаются между собой.  Взаимодействие в учебной паутине может быть представлено схемой:
Задачей школы, учителей с сетевой точки зрения является формирование связей и сплетение учебной паутины, в которой были бы представлены образовательные ресурсы всего города.
Полноценное внедрение сетевых идей в педагогическую практику возможно, если всем желающим будет обеспечена возможность подключения к образовательной паутине. По мере развития информационных технологий это становилось все более достижимым. Впервые отношение к компьютеру как к дружественному средству, которое ученик может контролировать и при помощи которого он может думать новыми, более эффективными способами, сформулировал Сеймур Пейперт. Новый стиль усвоения знаний дает ученикам возможность обдумывать идеи и представлять их в сетевой форме, доступной для обсуждения и критики. В ходе созидательной деятельности у учеников формируется свобода обращения с различными элементами окружающей медиакультуры. Персональные компьютеры, которые обеспечивают постоянное подключение учеников к компьютерной сети, постепенно меняют концепцию современной школы, делая ее стены все более «прозрачными».
Новые возможности для сетевого обучения открывает использование в педагогической практике социальных сервисов. Социальные сервисы помогают людям взаимодействовать между собой, задавая простые правила такого взаимодействия, а принимая участие в совместной деятельности, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную.
По Е. Д. Патаракину все многообразие социальных сервисов 2.0 можно представить следующей схемой:
Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности.
•   Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Сервисы Web-2.0 радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания.
•   Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, фотографий, видеофрагментов, музыкальных записей, программ. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т. д.
•   Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики.  Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества
Обзор популярных интернет-сервисов дан в книге Е. Д. Патаракина Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [1].
При использовании социальных сетей в образовании детей возникают проблемы обеспечения безопасности участников. Выходом из положения может быть создание специализированных детских сетей или сетей, внутри которых взаимодействуют и школьники и взрослые, но приняты повышенные меры безопасности.
  
Источники:

  1. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 —  М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с. (в сети)

9 комментариев:

  1. На языке куратора контента это называется "дистиляция". Хорошая работа. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все больше убеждаюсь, что "широко простирает химия ..." ;) Именно так получают и дистиллированную воду, и более крепкие напитки. Что получилось в данном случае, сказать не берусь, но чувствую - градусов маловато ;)

      Удалить
    2. Георгий, я бы не сказала, что получился напиток не совсем крепкий. Видимо, смотря для кого. Для меня даже очень крепучий.
      Очень хорошая статья. Спасибо большое. Жалко будет расставаться с такими людьми после окончания курса. Длился бы он всегда.

      Удалить
  2. " ...принимая участие в совместной деятельности, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную". Было бы здорово! НО на практике далеко не всегда так, увы (из собственного опыта работы).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. - может причина в том, что это не разовое переключение, а длительный процесс? И какого рода это участие: потому что хотелось, или потому, что заставили? Было ли это участие или маскировка под участие?

      Удалить
    2. А я думаю, что это еще зависит от самой сети, кто в этой сети.

      Удалить
    3. Не думаю, кого-то в наших сетях "#CoLearn12"-*заставили*,Георгий!... "участие или маскировка под участие"-тоже не для нашей группы.
      "Я хочу сказать пару слов о самом ощущении непонимания. Это очень важное чувство, каким бы противным (а где-то даже постыдным) оно не казалось взрослому человеку. Запомните:
      постоянно испытывать затруднения = постоянно учиться!"(Из блога нашего организатора Ивана Травкина, статья "Мы учимся, когда трудно!".) Я разделяю его -мысли вслух.
      P.S.Истины все равно не существует, а, вернее, она у каждого своя!

      Удалить
  3. Супер! Ваш конспект явно выходит за рамки онлайн-курирования, по объему проделанной работы. Коротко и ясно -- лучше не придумаешь! Будет очень полезно для остальных участников.

    ОтветитьУдалить