суббота, 28 июля 2012 г.

Грамотности обучения в сети

Начало осмысления темы 2 #CoLearn12.
Реализация сетевого обучения требует наличия и его участников опрделенной суммы навыков, которые на языке его идеологов, например Говарда Рейнголда (Howard Rheingold), называются грамотностями. Эти грамотности необходимы как для "плетения" учебной сети, так и для свободного ее использования в процессе обучения. Рейнголд предлагает следующее видение новых грамотностей в рамках сетевой культуры:
  1. Внимание - управлять собственным вниманием.
  2. Критическое потребление - потреблять информацию сквозь призму критического мышления, фильтровать информацию.
  3. Участие - производить, возвращать добавочную ценность, фильтровать себя.
  4. Коллаборация - сотрудничество, самоорганизация в сетевых виртуальных сообществах
  5. Сетевая сознательность - понимать принципы работы сети
Постоянное развитие информационных и WEB-технологий создают на пути формирования этих грамотностей определенные трудности, прежде всего для старшей части общества. Если рассматривать окружающее нас информационное пространство как "цифровое государство", то в этом государстве есть свои "аборигены", те чье сознательное развитие протекало уже в атмосфере существующих технологий, которые получили необходимые грамотности "с молоком матери". Но есть в этом государстве и свои "иммигранты", которые по причине возраста, или оторванности от современной информационной среды, осуществляли свое развитие в других условиях, и их грамотности не соответствуют современным реалиям. Цифровое государство постоянно развивается, и "абориген" рискует превратиться со временем в "иммигранта", если не будет прилагать усилий для постоянного развития необходимых грамотностей.
Формирование грамотностей сетевого обучения нельзя рассматривать только как изучение технических новинок и программных продуктов. Оно требует постоянного общения в "говорящем на этом языке" сообществе. "Только в сообществе с его менталитетом учащийся может усвоить некий новый способ мышления, для полноценной реализации которого ему потребуется практикуемый другими участниками навык, а также необходимые инструменты"[1]. Здесь можно провести прямую аналогию с изучением иностранного языка: можно потратить долгие годы на изучения языка по книгам и аудиофайлам, но без эффективного общения с носителями языка так и не добиться его свободным владением, так и остаться "иммигрантом".
Список навыков, необходимых, чтобы не чувствовать себя иммигрантом, достаточно широк. Один из его вариантов, "33 навыка, которым должен обладать учитель в 21 веке" приводит, одновремено называя инструменты для их освоения, Мохамед (Med) Kharbach[2]. Попробуем разделить предложенные им навыки на три группы:

Учитель 21-го века должен уметь:
Для повышения квалификации и подготовки к учебному процессу:
  1. Использовать социальные сети для связи с коллегами и  профессионального роста
  2. Создавать электронное портфолио своего собственного развития
  3. Использовать в своей работе мобильные устройства, таких как смартфоны и планшеты.
  4. Работать с цифровыми изображениями для их использования в обучении
  5. Создавать скриншоты видео и рабочего стола
  6. Использовать инфографику для визуального стимулирования учащихся
  7. Использование онлайн-средства для организации и печати графики
  8. Создавать и редактировать цифровые аудиофайлы;
  9. Использовать видео-фрагменты для вовлечения учащихся в учебный процесс;
  10. Использовать инструменты записи экрана для создания и совместного использования пособий
  11. Использовать цифровые инструменты для организации времени и повышения эффективности его использования (time management)
  12. Использовать самому и предоставить учащимся инструменты  для организации своей работы и планирования своего обучения
Для использования Веб-контента
  1. Проведение эффективных поисковых запросов за минимальное время
  2. Использование интернет-заметки для получения интересных идей
  3. Курировать веб-контент, отбирая необходимое для обучения в аудитории
  4. Оценивать достоверность содержания Веб-контента
  5. Определять интернет-ресурсы, безопасные для их просмотра учащимися
  6. Применять сервисы социальных закладок для совместного использования ресурсов с учащимися и учащихся между собой;
  7. Использование сервис заметок, чтобы поделиться интересным контентом со своими учениками
  8. Комментировать веб-страниц и выделить часть текста, чтобы поделиться с классом
  9. Понимать вопросы, связанные с авторским правом и справедливого использования онлайновых материалов
Для проведения учебного процесса
  1. Создавать и применять асинхронные презентации и тренинги
  2. Использовать  цифровые инструменты для создания тестов
  3. Использовать программное обеспечение для проведения в реальном времени опроса в классе
  4. Использовать в компьютерные игры в педагогических целях
  5. Знать о различных способах использования YouTube в классе
  6. Использовать блоги и вики как интернет-платформ для работы с учащимися
  7. Использовать средства совместной работы для создания и редактирования текста
  8. Использовать  онлайн-средства совместного хранения и доступа к документам и файлам с учащимися
  9. Использовать средства обмена текстовых сообщений  в группе для совместной работы над проектом
  10. Проводить исследовательскую работу с использованием цифровых инструментов
  11. Быть в состоянии обнаружить плагиат в работах учащихся
Большое количество и постоянное появление новых программных средств и Интернет-ресурсов может поставить перед учителем неразрешимую задачу: где взять время и силы для овладения ими?
Следует согласиться с выводом, который делает К.Богайчук в своем блоге[3], что "ничего страшного нет, если Вы не пользуетесь кучей программ, социальных сервисов, или используете те, которые широко известны (например google.docs или wiki), если эти инструменты помогают вам и вашим ученикам достигать положительных результатов".
Конечно, изучать новые инструменты надо, "для улучшения процесса "жизни в сети"", для того, чтобы процесс развития "цифрового государства" не оставил вас далеко позади. Надо знакомиться с новыми цифровыми продуктами, выбирать те, которые будут помогать более  достижению ваших учебных целей, но делать это нужно "вдумчиво и без фанатизма".

Источники:
1. Травкин И.Ю. Навык + Сообщество = Грамотность [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 28.7.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/28127228860 (дата обращения: 29.7.2012).
2. Мохамед (Med) Kharbach.  The 33 Digital Skills Every 21st Century Teacher should Have  [Электронный ресурс] // Educational Technology and Mobile Learning, 28.7.2012. URL: http://www.educatorstechnology.com/2012/06/33-digital-skills-every-21st-century.html (дата обращения: 29.7.2012).
3. Бугайчук К.  Colearn12. Курирование контента+навыки 21 века. [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 28.7.2012. URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/07/colearn12-21-twitter.html (дата обращения: 29.7.2012).

12 комментариев:

  1. Ужас!!! Читаю и считаю пункты - не превращаюсь ли я из маленького аборигена в большого иммигранта в Цифровом государстве!!!???

    ОтветитьУдалить
  2. Георгий, спасибо )
    присутствовала на втором вебинаре отрывочно - теперь есть возможность собрать все воедино)

    ОтветитьУдалить
  3. Да уж. отличный список грамотностей сетевого обучения и рисунок очень хороший.
    Как всегда, Георгий, у вас есть чему учиться. Спасибо за ваши содержательные посты и ценную информацию.

    ОтветитьУдалить
  4. Посылая куда-либо умного человека, можешь не давать ему указаний. (Восточная мудрость.)
    Георгий,как далеко Вы уже ушли... с дистилляцией!! **No comments.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличный конспект. И не могу не отметить оформление списка источников. Я в восхищении. На вебинаре пыталась фиксировать свои мысли параллельно слушая Ивана, но оформить пока не успела. Так что очень вовремя Ваш пост!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за замечательный пост!!)
    Включил в список статей моей страницы "Полезные советы".

    ОтветитьУдалить
  7. "...делать это нужно "вдумчиво и без фанатизма".
    Я думаю один из естественных способов это сделать (освоить инструменты) - в проектной деятельности вместе с учащимися по ходу изучения какой-либо темы в рамках предмета, когда кто-нибудь из них (обязательно владеющий чем-то, чем не владеют другие)может ненавязчиво обучить остальных (и учителя в том числе!!)использованию новых инструментов. Но не ради собственно обучения, а в непосредственном деле. Как мы учимся сейчас :)

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо Георгий за детальную проработку вопроса!

    ОтветитьУдалить
  9. Георгий, Вы очень хорошо пишите, структурируя свое изложение, а содержание и вовсе не нуждается в оценке -- всем очевидно его качество! Я хотел предложить участникам написать статьи на основе их сообщений (в качестве весомого результата, который можно будет, например, представить в отчете по кафедре). Но Ваш пример уже опередил мое предложение, и это замечательно! Я обязательно сошлюсь на Вас, когда буду делать рассылку с этим заданием :)

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо всем за позитивные комментарии. Стараюсь все новое получше уложить в собственной голове, а это получается лучше, когда укладываешь на бумаге. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  11. Очень интересно,Георгий,и по полочкам. Спасибо!

    ОтветитьУдалить