Начало
осмысления темы 1 #CoLearn12.
Термин «сетевое
обучение» возник в семидесятые годы прошлого века как необходимость
противопоставить классическому подходу в образовании, где учитель был основным
источником знаний, новый, принципиально другой подход. В 1971 году Иван Иллич
(Ivan Illich), австрийский философ, впервые выдвинул модель построения учебной
сети города. По Илличу хорошая система обучения должна решать три задачи.
1.
Предоставлять всем желающим доступ к учебным ресурсам на любом жизненном этапе.
2. Помогать
всем, кто хочет делиться своими знаниями, находить учеников, которые хотели бы
у них научиться.
3.
Предоставлять всем желающим возможность публиковать свои результаты и проекты.
В такой
системе, названной Илличем «Учебная
паутина», знание о предмете формируется группой учащихся, которые исследуют
предмет и общаются между собой. Взаимодействие в учебной паутине может быть представлено
схемой:
Задачей школы, учителей с сетевой точки зрения является формирование связей и сплетение учебной
паутины, в которой были бы представлены образовательные ресурсы всего города.
Полноценное
внедрение сетевых идей в педагогическую практику возможно, если всем желающим
будет обеспечена возможность подключения к образовательной паутине. По мере развития информационных технологий это
становилось все более достижимым. Впервые отношение к компьютеру как к
дружественному средству, которое ученик может контролировать и при помощи
которого он может думать новыми, более эффективными способами, сформулировал
Сеймур Пейперт. Новый стиль усвоения знаний дает ученикам возможность
обдумывать идеи и представлять их в сетевой форме, доступной для обсуждения и
критики. В ходе созидательной деятельности у учеников формируется свобода
обращения с различными элементами окружающей медиакультуры. Персональные
компьютеры, которые обеспечивают постоянное подключение учеников к компьютерной
сети, постепенно меняют концепцию современной школы, делая ее стены все более
«прозрачными».
Новые
возможности для сетевого обучения открывает использование в педагогической
практике социальных сервисов. Социальные
сервисы помогают людям взаимодействовать между собой, задавая простые правила
такого взаимодействия, а принимая участие в совместной деятельности, люди
меняют свою позицию с потребительской на созидательную.
По Е. Д. Патаракину все многообразие социальных сервисов 2.0 можно представить следующей схемой:
Социальные
сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической
практикой следующие возможности.
• Использование
открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
• Самостоятельное
создание сетевого учебного содержания. Сервисы Web-2.0 радикально упростили процесс создания материалов и
публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым
коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого
содержания.
• Освоение
информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений
открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую
чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными
знаниями. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так
и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов,
фотографий, видеофрагментов, музыкальных записей, программ. Участие в новых
формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки -
повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т. д.
• Наблюдение
за деятельностью участников сообщества практики. Интернет открывает новые
возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах.
Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши
мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и
сотрудничества
Обзор
популярных интернет-сервисов дан в книге Е. Д. Патаракина Социальные
взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [1].
При использовании социальных сетей в
образовании детей возникают проблемы обеспечения безопасности участников. Выходом
из положения может быть создание специализированных детских сетей или сетей,
внутри которых взаимодействуют и школьники и взрослые, но приняты повышенные
меры безопасности.
Источники:
Новый пост: Открытые образовательные ресурсы на русском: "Надо над этим работать!" colearn12-ivan.blogspot.com/2012/07/blog-p… #CoLearn12
— Ivan Travkin (@iwannt) июля 25, 2012
- Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с. (в сети)
На языке куратора контента это называется "дистиляция". Хорошая работа. Спасибо
ОтветитьУдалитьВсе больше убеждаюсь, что "широко простирает химия ..." ;) Именно так получают и дистиллированную воду, и более крепкие напитки. Что получилось в данном случае, сказать не берусь, но чувствую - градусов маловато ;)
УдалитьГеоргий, я бы не сказала, что получился напиток не совсем крепкий. Видимо, смотря для кого. Для меня даже очень крепучий.
УдалитьОчень хорошая статья. Спасибо большое. Жалко будет расставаться с такими людьми после окончания курса. Длился бы он всегда.
" ...принимая участие в совместной деятельности, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную". Было бы здорово! НО на практике далеко не всегда так, увы (из собственного опыта работы).
ОтветитьУдалить- может причина в том, что это не разовое переключение, а длительный процесс? И какого рода это участие: потому что хотелось, или потому, что заставили? Было ли это участие или маскировка под участие?
УдалитьА я думаю, что это еще зависит от самой сети, кто в этой сети.
УдалитьНе думаю, кого-то в наших сетях "#CoLearn12"-*заставили*,Георгий!... "участие или маскировка под участие"-тоже не для нашей группы.
Удалить"Я хочу сказать пару слов о самом ощущении непонимания. Это очень важное чувство, каким бы противным (а где-то даже постыдным) оно не казалось взрослому человеку. Запомните:
постоянно испытывать затруднения = постоянно учиться!"(Из блога нашего организатора Ивана Травкина, статья "Мы учимся, когда трудно!".) Я разделяю его -мысли вслух.
P.S.Истины все равно не существует, а, вернее, она у каждого своя!
Супер! Ваш конспект явно выходит за рамки онлайн-курирования, по объему проделанной работы. Коротко и ясно -- лучше не придумаешь! Будет очень полезно для остальных участников.
ОтветитьУдалитьЕще как полезно!
Удалить