воскресенье, 27 июля 2014 г.

Задачи и 4 вида деятельности участника cMOOC

В концепции cMOOC  процесс учения отождествляется с процессом построения сети, т. е. установления связей между различными «сущностями», под которыми понимаются люди (участники курса, эксперты, авторы образовательных ресурсов и прочие); отдельные Интернет-ресурсы, как созданные участниками так и просто найденные участниками курса; события (вебинары, видеовстречи и т. п.).

Задача участников cMOOC заключается в формировании такой сети: поиск данных «сущностей», их осмысление, переработка и представление в форме новых ресурсов, т.е производства связного/распределенного знания отвечающего теме курса. Таким образом значительная часть учебных материалов cMOOC предлагается или создается участниками.
Стивен Даунс (Stephen Downes) выделяет четыре типа деятельности участника курса: агрегация, ремикс, повторное использование и распространение.

Агрегация (aggregation) - поиск и собирание ресурсов. При этом не предполагается использование какой либо общей для всех участников платформы дистанционного обучения, вместо этого участники договариваются лишь об использовании общего ключевого слова (поисковый «хештег»), позволяющего помечать результаты их поисков. Фасилитаторы курсов организуют рассылку-дайджест в дополнение к самостоятельному поиску.

Ремикс (remixing - переработка) проводимая участником определенная организация  (в первую очередь, для себя) найденных источников, от создания списка избранных ссылок; до более или менее подробного аннотирования, организации базы источников с помощью тегов, создания обзоров. Ремикс напоминает отбор и подготовку материалов для литобзора — это полноценная исследовательская деятельность, позволяющая погрузиться в содержание и разобраться в ключевых вопросах. Особенность ремикса в том, что ремикс осуществляется онлайн, открыто и в сотрудничестве.

Повторное использование (repurposing - адаптация) - переложение информации в новую форму (перевод, создание схем, таблиц, диаграмм), синтез или выдвижение новых идей, гипотез, их проверка, т.е.  создание нового содержания на основе освоенного. И. Травкин подчеркивает, что " повторное использование — тот тип деятельности ... который позволяет перейти от «теоретической» работы с источниками и дискуссии к практике".

Распространение (feeding forward) — обобщающий тип по отношению к любым действиям, направленным на распространение конечных и промежуточных результатов работы участника курса. Распространяемые результаты оказываются в пространстве агрегируемых ресурсов и попадают к другим участникам. Распространение не является обязательным, каждый сам принимает решение о публикации. Однако, чем больше в курсе открытых участников, тем насыщеннее содержание курса и значимей его результаты для каждого участника.
#соразвит14 Конспект по:
Травкин И.Ю. Учебный процесс cMOOC [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 8.7.2014.
URL:  http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc  (дата обращения:
28.7.2014).

3 комментария:

  1. Говоря русским языком, можно предложить следующие названия этих четырех видов деятельности:
    - Сбор информации;
    - Первичная обработка. Можно предложить также более короткий термин "Освоение", поскольку как то упорядочивая найденные источники, аннотируя их, создавая базу - человек в большей или меньшей мере осваивает содержащуюся в них информацию.
    - Развитие. По-моему, этот термин лучше отражает содержание этого этапа, поскольку развитие предполагает и наличие неких источников, и создание чего-то нового, в отличие от простого "повторного использования" или "перепрофилирования" (В. Кухнаренко)
    - Распространение.
    Таким образом выстраивается логичная цепочка:
    Собирание - Освоение - Развитие - Распространение.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Георгий (а как отчество?), за формулу цикла работы с информацией - "Сбор - Освоение- Развитие - Распространение"
    Как предполагаете использовать эту формулу в практике после семинара?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за комментарий, Владимир. В принципе эта формула используется постоянно. Вот сейчас я собираю и осваиваю информацию. Смогу ли я развить ее, и будет ли что распространять, кроме продуктов первичной обработки - второй вопрос ;)

    ОтветитьУдалить