понедельник, 28 июля 2014 г.

Коннектевистский курс: построение и особенности

Что такое коннективизм, что такое коннектевиский массовый открытый онлайн-курс, или cMOOC?  Коннективизм  - подход к обучению, основанный на ведущей роли формирования сетей общения между всеми участниками образовательного процесса. Эти понятия и виды учебной деятельности разрабатывались в частности Д. Сименсом  и С. Даунсом.

Первой особенностью таких курсов, необходимой для создания сетей общения является широкое использование различных Интернет-сервисов: Твиттер, социальные сети, Youtube, системы электронного обучения (Moodle), блоги и т.п.

Вторая особенность - в разработке такого курса.
Как правило, такой курс предполагает  какое-то новое направление, освоение большого объема неструктурированной информации. Преподаватель, организатор курса проводит первичную обработку, первичное структурирование этой информации, представляет эту структуру в виде программы курсов, размещает все в облаке и, используя социальные сети, приглашает участников. Выбирается один из Интернет-сервисов как базовое средство общения в ходе курсов.
Участником курсов может стать любой, кого заинтересует цели и программа курсов. Предполагается, что у них сформирована персональная учебная среда, т.е навыки работы с определенным кругом Интернет-сервисов, который может расширяться в процессе работы на курсах.
Третья группа особенностей в характере учебного процесса.
Каждый участник приходит со своими целями, сам вправе выбирать направление и объем деятельности, уровень своей активности, характер общения с другими участниками, быть более или менее автономным. Никто никого не контролирует, никто никому не ставит никаких оценок - важная характеристика деятельности коннектевистских курсов.
В ходе работы курсов участники могут самостоятельно образовывать Сообщества практики - микро-группы внутри курса, которые занимаются решением каких-либо конкретных задач, развитием интересующих их направлений. Общение внутри Сообществ и с другими участниками курсов, совместная обработка материалов, обмен результатами взаимно обогащает каждого.
Структура cMOOC по В. Кухнаренко
Преподаватель - по сути дела такой же участник курсов, работает со всеми наравне, также может входить в одно или несколько Сообществ практики.
Можно выделить четыре вида учебной деятельности осуществляемой участником
      • Сотрудничество
      • Ремикс, т.е. переработка, переформатирование информации
      • Перепрофилирование (изменение, приложение к собственным целям?)
       • Сообщения
Еще раз подчеркнем основные особенности учебного процесса:
     • Большой объем неструктурированной информации
     • Личная цель участника
     • Свобода деятельности
     • Отсутствие контроля
     • Участник курса и учитель и ученик

В ходе курсов между участниками могут быть различные виды сотрудничества, и коллаборация, и кооперация. Цель у каждого своя, она может быть узкой: узнал, понял, применил. Но может быть и более широкая цель - разработка раздела диссертационной , исследовательской работы. По окончании курсов какие-то связи, сообщества не распадаются, они могут перерастать в профессиональное взаимодействие.
#соразвит14
Конспект по
В. Кухнаренко. Коннектевиский массовый 
открытый онлайн-курс 

1 комментарий:

  1. Виды деятельности, подробнее раскрыты И.Травкиным, см. предыдущий пост http://mgm-lnet.blogspot.ru/2014/07/4-cmooc.html

    ОтветитьУдалить