вторник, 14 августа 2012 г.

Мобильный кампус как образовательное пространство

К осмыслению темы 3 #CoLearn12.
Один из путей реализации сетевого обучения и сообучения связан с формированием мобильного кампуса, как неформального сопровождения процесса обучения студента в вузе.
По определению И.Травкина [1], «под мобильным кампусом понимается технологическая платформа, т. е. совокупность инструментов, сетевых сервисов и педагогических технологий в рамках мобильного обучения, позволяющая осуществить совмещение неформального и социального видов (каналов) учебной деятельности с формальным обучением в рамках традиционного учебного заведения (ВУЗ, ССУЗ).
В роли инструментов, обеспечивающих функционирование мобильного кампуса, должны выступать мобильные устройства, которые всегда при себе у всех участников процесса. Это должно обеспечить постоянный доступ любого из них, как преподавателя, так и студента, в мобильный кампус, реализацию их познавательных потребностей в любой доступный момент, независимо от времени и пространства.
Сетевые сервисы мобильного кампуса должны обеспечивать всех его участников необходимой информацией, обладать возможностями поиска этой информации, ее преобразования, создание новых информационных объектов. Они должны также давать возможность свободного общения между всеми участниками, совместного обсуждения, сотрудничества в решении познавательных задач. Для преподавателя эти сервисы должны давать инструменты для организации процесса и неформальной аккредитации достижений учащихся.
Для эффективного функционирования мобильного кампуса желательно также (а по мнению И.Травкина, необходимо) чтобы программное обеспечение этих сервисов обладало аналитическими свойствами «с помощью пользовательских мета-данных и интеллектуальных алгоритмов на основе семантических и вероятностно-статистических моделей». Для учащегося эти программы, анализируя его запросы и достижения, должны подсказывать возможные варианты дальнейшей мыслительной деятельности, помогать находить нужные информационные объекты и устанавливать полезные связи в учебной сети. Преподавателю они должны помогать решать его задачи: отслеживать кванты рефлексии учащихся, своевременно их оценивать, организовывать взаимодействие в учебной сети.
Педагогические технологии мобильного кампуса должны предусматривать мотивацию учащихся на активное участие в неформальной учебной деятельности, формирование определенного регламента взаимодействия между ее участниками, разработки своеобразного общественного договора участников и поддержку его соблюдения. Выполняя функции лидера неформального канала учебной деятельности, преподаватель должен помочь осознать ее цели, найти нужное содержание, своевременно выявлять достижения учащихся, проводить их неформальную и формальную аккредитацию.
Насколько реально создание мобильных кампусов в настоящее время? Надо отметить что многие вузы и за рубежом и в нашей стране обозначают наличие в их структуре «цифровых», «электронных», «виртуальных» кампусов. Однако не всегда в это название вкладывается то, что мы относим к понятию мобильный кампус. Порой этим термином обозначают электронные и сетевые ресурсы, обеспечивающие функционирование вуза, его технических служб, электронный документооборот и т.п. Студенту в таком кампусе достается обычно только вывешенные на сайте вуза программы курсов и расписания занятий.
В более продвинутых случаях цифровые кампусы предоставляют студентам и возможности самостоятельной учебной деятельности. Так действующий в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) «Электронный кампус» дает студентам доступ к учебным материалам,  возможность их разработки, участия в виртуальных семинарах, аккредитации достижений в виде электронного портфолио.
Широко известен также цифровой кампус Южного Федерального Университета (incampus.ru). Этот портал позиционируется как социальная сеть с образовательной направленностью, в которой создана  своя виртуальная среда для каждой из трех категорий пользователей - студентов, преподавателей, руководителей. Через портал студент может сдавать контрольные работы, увидеть комментарии преподавателя, узнать результаты проверки, получать он-лайн консультации и просто общаться (разделы "мои фотографии", "мой блог", "мои новости", "мои мероприятия"). Преподаватель, в свою очередь, видит всех своих студентов по группам. Он может организовывать контрольные работы, проверять их в удобном интерфейсе и там же выставлять оценки. У преподавателя также есть возможность приглашать студентов на он-лайновые консультации в форме текстового чата, в ближайшем будущем - в форме аудио- и видеоконференций.
Эти примеры показывают наличие как потребности, так и реальных шагов в организации электронной образовательной среды для студентов вузов. Это движение идет как сверху, со стороны преподавательского сообщества, заинтересованного в повышении качества образования, так и снизу, со стороны студентов. Тем не менее, проблемы остаются.
Одна из основных, на мой взгляд, это проблема мотивации студентов к участию в неформальной учебной деятельности. Насколько они сами заинтересованы, отсидев положенные пары, что-то дополнительно выискивать в Интернете, обсуждать это найденное, что-то писать в блогах? Какая часть студентов действительно желает приложить усилия для получения качественных знаний? 5%? 10%? И какая - просто желает пройти от поступления до диплома с наименьшими затратами сил?
Вторая проблема – мотивация преподавателей. Здесь и определенная инерция мышления, обусловленная теми шаблонами деятельности, на которых обучался еще сам, непонимание изменившейся ситуации, незнание или плохое знание соответствующих технологий, отсутствие заинтересованности в их изучении.
И третья проблема – мотивация администраций вузов. В большинстве случаев их тоже устраивает сложившийся порядок вещей, не требующий ни больших капитальных вложений, ни новых хлопот с изменением тарификации преподавателей, ни приобретения техники и программного обеспечения. Зачем, если все можно делать по старинке? А отчитаться, что электронный кампус создан, можно, поставив на сайт пару он-лайн тестов и программы курсов.
Вот эти проблемы и придется преодолевать на пути формирования мобильных кампусов. И прошедшие курсы, пусть маленький, но шажок вперед на этом пути.

Источники:
1. Травкин И.Ю. Df. Мобильный кампус [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 31.7.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/28336249496/df (дата обращения: 2.8.2012).
2. Травкин И.Ю. Мобильный кампус как я его вижу // e-learningPRO 21.6.2012. URL: http://e-lpro.blogspot.com/2012/06/blog-post_9936.html (дата обращения: 2.8.2012).
3. Травкин И.Ю. Бутстраппинг мобильного кампуса [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 21.4.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/21435022423 (дата обращения: 2.8.2012).

Комментариев нет:

Отправить комментарий