4. Термины

Терминология сетевого обучения

Страница включает и авторские толкования слов,
не претендующие на истину в последней инстанции
Задать вопрос или высказать мнение можно здесь:
Обратная связь сайта КонТрен    

А-И                 К-П                 Р-Я                 A-Z

  • Агрегация (aggregation) - один из 4-х видов деятельности участников сМООС: организация общего информационного потока на основе содержания множества ресурсов, распределенных по всей сети Интернет, осуществляется использованием определенного хештега и обзорных рассылок
  • Аккредитация (учебных достижений) - установление их соответсвия некоторым уровням и стандартам. Возможна формальная (защита диссертаций, ЕГЭ) и неформальная (общественный рейтинги, "лайки", бейджи)
  • Бейдж (значок, медаль)  - признак прохождения неформальной аккредитации, используемый в сетевом обучении, сетевых конкурсах и т.п. Может иметь форму небольшой иконки, рисунка, который может быть размещен в профиле участника, на страницах его блога или сайта.  См  И.Травкин. Бейдж vs. Сертификат/Диплом 
  • Бутстраппинг - загрузка, раскрутка
  • Вебинар - семинар в сети Интернет, разновидность видео-конференциии, как правило представляющая возможности участникам просмотра видео-презентаций, голосового общения или общения в чате.  см. Википедия
  • Дискурс - (фр. discours) - речь, процесс языковой деятельности;
    - последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов (диалог, разговор, письменные тексты, содержащие взаимные ссылки и посвященные общей тематике и т. д.
    - развертывание мышления путем последовательного перехода от одного дискретного шага, выраженного в понятиях и суждениях, к другому,  в противовес интуитивному мышлению: схватыванию целого до его частей.  см. Википедия
  • Инфотенция (информационное бессилие) - неумение, неспособность и нежелание добывать свежую и правдивую информацию, практикуя перепост, переписывание чужих новостей, пересказывание слухов. см. Источник
  •  top
  • Кампус - изначально университетский городок, образовательное пространство.  мобильный кампус = виртуальный кампус образовательное пространство некоторой группы в сети, см. также: И.Травкин. Мобильный кампус как я его вижу
  • Коллаборация — совместная деятельность двух и более человек или организаций направленная на достижение общей цели (сходных целей), при которой происходит обмен знаниями, способами деятельности, взаимообучение и развитие.
    коллаборативное обучение - обучение, построенное на тесном взаимодействии между учащимися, либо между  учащимися и преподавателем (работа в парах, группах, проектная деятельность и т. п.)
  • Коннективизм  - подход к обучению, основанный на ведущей роли формирования сетей общения между всеми участниками образовательного процесса. 
  • Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcingcrowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. В обучении - поиск и создание учебных материалов, взаимообучение силами участников учебной группы
  • Ментальные карты -  (англ. mindmap) = интеллект-карты = карты ассоциаций — схемы, как правило радиальные или древовидные, отражающие процесс мышления, освоения нового материала.  см. также:  Википедия,  Колесник.ру
  • Повторное использование (repurposing - адаптация) - один из 4-х видов деятельности участников сМООС, переложение информации в новую форму, синтез или выдвижение новых идей или создание нового содержания на основе освоенного.
  • Подкасты - звуковые или видеофайлы распространяемые в Интернете, записи вебинаров,  радио- и телепередач (вещание в Интернете).
  • Профайл учащегося -   (калька с англ. profile), = информационный профиль учащегося, база данных о ходе и результатах работы учащегося
  • top
  • Равногогика - (= парагогика) - теория взаимного обучения по принципу "равный равному".   См. также:   Коннектевизм и равногогика;
  • Расшарить - (англ. share - делиться) - публиковать в Интернете, делиться информацией/ экраном на вебинаре. 
  • Релевантные - адекватные, соответствующие
  • Ремикс (remixing - переработка) - один из 4-х видов деятельности участников сМООС, самостоятельная обработка учебных ресурсов сети, от создания списка избранных ссылок; до подробного аннотирования, организации базы источников с помощью тегов, создания обзоров. Осуществляется онлайн, открыто и в сотрудничестве.
  • Рифф - (англ. riff - импровизация на заданную тему), в лексике Интернет-сервиса So.cl - продолжение и развитие поиска информации, начатого другим пользователем, по заданной им теме.  см. также:   И.Травкин. So.cl?
    - риффовать = делать риффы
  • Теги - (англ. - ярлык, этикетка) - словесные ярлыки, метки к информационным объектам в сети, облегчающие поиск нужных объектов и их классификацию
    - облако тегов - визуальное представление списка тегов в виде гиперссылок, размер шрифта которых зависит от частоты использования (популярности) тега.
  • Фасилитатор - человек, обеспечивающий взаимодействие в учебной группе, посредник, ведущий дискуссии, см. Википедия
  • Фолловить - (от англ. follow - следовать, следить) - отслеживать в сети сообщения определенного человека, группы, организации (Твиттер, ФейсБук, блоги и пр.)
    - фолловер - тот, кто следит, следует, фолловинг - "преследуемый", ведущий.
  • Хэштег - термин Twitter'а, ключевое слово, начинающееся с символа #. Составляется пользователями, служит для указания темы сообщения (твита) и для поиска твитов, относящихся к нужной теме. Напр.: хэштег курсов #CoLearn12. Может состоять из нескольких слов, но без пробелов, например #День_города_Тюмень или короче #деньТюмениcм. также SocFaq: Что такое хэштег (#) в Twitter
  • Эмерджентность - (от англ. emergence — возникающий, неожиданно появляющийся) - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её составным частям; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — «системный эффект» (см. Википедия). Отсюда
    - эмерджентная сумма - сумма свойств компонентов + «системный эффект»

top
  • E-learning (от англ. Electronic Learning) — электронное обучение, используется как синоним терминов дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи ИКТ. Определение ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа». см. Википедия
  • MOOC (англ. Massive Open Online Course), массовый открытый онлайн-курс, одна из форм онлайн-обучения. cMOOC - коннектевистский MOOC. см. также:   И.Травкин. MOOC и P2P-курсы — в чем разница?
  • P2P (от: peer to peer = "равный равному") - компьютерная сеть, основанная на равноправии участников, система сетевого обучения основанная на том же принципе, P2PU - онлайн университет,   сетевое сообщество из открытых групп по изучению коротких курсов университетского уровня, на основе свободных образовательных ресурсов.  см. также:   И.Травкин. Образовариум: Пара слов о P2PU
  • TED (Technology, Entertainment, Design) - некоммерческая организация  (сущ. с 1984 г.), считающая своей миссией  распространения идей. Проводит ежегодные конференции (Лонг-Бич, Палм-Спрингс, Эдинбург),  с участием людей из трех миров: . Технологии, Развлечения, Дизайн, присуждает премии, стипендии и т.д. Сайт:  http://www.ted.com/
  • Web 1.0 - Web 2.0 - Web 3.0 - термины, отражающие постепенное изменение Интернет-ресурсов по мере их развития, а также изменение технологий их разработки:
    - Web 1.0 - ресурсы со статическим контентом (текст, графика), взаимодействие пользователей посредством емайл;
    - Web 2.0 - ресурсы с мультимедийным и интерактивным контентом, возможность общения в режиме реального времени, позволяющие изменять и создавать новые информационные объекты;
    - Web 3.0 - дополнительно появляются свойства кроссплатформенности, возможности использования на мобильных устройствах.  см. Википедия

А-И                 К-П                 Р-Я                 A-Z

13 комментариев:

  1. Замечательные толкования! Думаю, всем участникам стоит создать аналогичные страницы, чтобы мы могли синхронизировать наше видение! :)

    Мобильный кампус подразумевает, что доступ к учебному сообществу в значительной степени опосредован мобильными технологиями. Мы еще поговорим об этом! Уже предвкушаю насыщенную дискуссию :)

    ОтветитьУдалить
  2. Очень классно придумано!! Так доступно, логично и интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Присылайте новые слова ;)

      Удалить
    2. Посылаю новые слова
      1. Андрагогика
      2. Сетяне
      3. Сетевая педагогика
      Мне кажется, что в настоящее время они все чаще на устах

      Удалить
    3. Думается первый термин - общепедагогический, смысл двух последних - достаточно легко угадывается. Тем не менее спасибо за предложение!

      Удалить
  3. Хэштег

    Я могу догадываться, но Вы просили присылать слова.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Великолепная идея. Низкий поклон вам!
    Фоловить - от англ. слова Following - следовать, следить за кем-то в Твиттере, ФейсБуке.

    Расшарить - от англ. слова Share - поделиться (поделиться информацией/ экраном на вебинаре).

    ОтветитьУдалить
  5. прикрепила небольшой словарь терминов Твиттер в Edmodo

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, коллеги. Знание терминов облегчает понимание пути в работе. Очень бы хотелось фоловить этот блог. Успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олёна, спасибо за подсказку, нашел нужный гаджет.
      Удачи!

      Удалить
  7. Хорошая подборка! Сделала ссылку в своем блоге.
    Спасибо, Георгий :)

    ОтветитьУдалить
  8. Замечательный словарь. Спасибо Вам!

    О подкасте есть страница в википедии, можно на нее сослаться.

    Можно еще добавить термины инфографика, слайдкаст, облако тэгов

    ОтветитьУдалить